Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет педагога-психолога
Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативной, психологической, психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.
Основная задача: обеспечение психологических условий оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
В процессе работы педагог-психолог решает следующие задачи:
- Развитие навыков коммуникации. Одна из распространенных проблем у современных детей – сложности с коммуникацией. Ребенок становится замкнутым, необщительным по разным причинам, чаще всего они скрываются внутри семьи. От педагога-психолога требуется повысить уверенность в себе, сформировать желание и потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
- Подготовка к школе. В школе от ребенка требуется усидчивость, хорошая память, восприятие информации. В кабинете педагога-психолога будущий школьник учится работать за партой, выполнять задания в команде со сверстниками. Специальные игровые инструменты помогают развивать мыслительные процессы, память.
- Развитие личности. В ДОУ ребенку помогают принять себя как личность, дифференцировать от родителей и сверстников.
- Развитие мелкой моторики, творческих способностей.
Работа с психологом – это не только беседы «по душам», но и различные игры, занятия. Они интересны детям, помогают развивать мелкую моторику, интеллект, память, мыслительные способности.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Организация пространства: Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь крайне актуальны требования СанПиН и соблюдение правил пожарной безопасности. Пространство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.
Активная зона: Таковой можно считать достаточно большое и свободное пространство для музыкального движения. В активной зоне не должно быть мебели, стеллажей и декораций. Фортепиано должно быть расположено так, чтобы музыкальный руководитель мог видеть всех детей. Как правило, атрибуты и раздаточный материал, необходимый для упражнений, танцев и игр в этой зоне не находится постоянно, а заносится, по мере необходимости.
Спокойная зона (она же может быть и рабочей зоной): Эта зона является самой важной и значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важные виды деятельности, как восприятие и пение. Поэтому организация музыкальных занятий в спокойной зоне особенно тщательная. Оборудование в спокойной зоне состоит из: музыкального инструмента (фортепиано), стульчики, удобные маленькие столики для различного дидактического материала. В этой рабочей зоне так же находиться музыкальный центр и телевизор.
ТСО
Музыкальный центр
Телевизор
Музыкальные инструменты
Фортепиано
Бубны
Металлофон
Ксилофон
Погремушки
Барабан
Гусли
Маракасы
Ложки
Акардеон (детский)
Трещетка
Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям
Ленты – 10шт
Осенние листья – 20шт
Султанчики – 10шт
Зонтики – 10шт
Ромашки на запястья – 10шт
Платочки – 10 шт
Атрибуты для игр
Корзины - 4шт
Подносы – 4шт(плетенные)
Снежки
Шишки
Флажки
Костюмы взрослые
Осень
Баба Яга
Старик-лесовик (рубаха и штаны, шляпа)
Дед Мороз (шуба, шапка, варежки, борода, парик)
Снегурочка (платье из серебристой парчи, шапочка)
Снежная королева (платье, жилет, шляпа)
Снеговик
Клоуны – 1 шт. (комбинезон, парик, нос)
Костюмы для детей
Лиса
Кот
Дракон
Петух
Светофор (рубаха, штаны, берет по цвету)
Снежинки (пачки, перчатки, корона, водолазка)
Гномы
Пингвины (штаны, смокинг, шапочка)
Наличие оборудованных библиотек
В качестве библиотеки используется методический кабинет
Библиотека является составной частью методической службы дошкольного учреждения и включена в образовательную деятельность в целях обеспечения прав участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека расположена в методическом кабинете образовательного учреждения. Библиотечный фонд представлен детской художественной и методической литературой по всем разделам дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на различных носителях (аудио кассетах, , CD-дисках, дидактический материал и т. д.).
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал располагаются на первом этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Оборудование установлена в контексте общей композиции. Освещение соответствует нормам СанПИНа..
Зона занятий по физической культуре:
спортивный зал, шведские стенки, кубы, гимнастические скамейки, лестницы, обручи, мячи, полки для хранения инвентаря, гимнастические маты, ортопедические дорожки, гимнастическое бревно, Фитболы.
Образовательная область физическая культура направлена на:
-развитие физических качеств (сила, скорость, гибкость, выносливость, координация),
-накопление обогащение двигательного опыта (овладения основными видами движения),
-формирование потребности в двигательной активности.
Виды деятельности:
-утренняя гимнастика,
-занятия по физической культуре,
-физкультурные досуги, праздники, развлечения,
-консультативная работа,
-индивидуальная работа с детьми.
Технические характеристики:
-освещение естественное 3 больших окна,
-освещение искусственное лампы дневного света с защитой,
-уровень освещенности норма,
-наличие системы пожарной безопасности имеется,
-наличие системы отопления имеется,
-возможность проветривания помещения имеется,
-поверхность пола (удобная для обработки) имеется.
Набор материалов и оборудования, необходимых для организации физического развития
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой
построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
Для ходьбы, бега, равновесия:
1.Доска, комбинированная ребристая.
2.Дорожки массажные.
3.Скамейка гимнастическая.
4.Канаты.
5.Кегли.
Для прыжков:
1.Маты гимнастические
2.Скакалки
3.Деревянные стойки
4.Деревянные кубы
5.Мячи ( фитбол)
Для метания, бросания, ловли:
1.Кольца баскетбольные
2.Сетка
3. Щит для метания в цель
4.Мячи разного диаметра
5.Корзины пластиковые
6.Мешочки с песком
Для ползания и лазанья
1.Гимнастические скамейки
2.Гимнастические дуги
3.Шведская стенка
Для общеразвивающих упражнений:
1.Мячи разного диаметра
2.Гимнастические палки
3.Кегли
4.Скакалки
5.Флажки
6.Детские гантели
7.Обруч
8. Мягкие пуфы
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметнопространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ "Шахтёрский ясли-сад №11":
- печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
- демонстрационные материалы;
- тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информационные системы
В МБДОУ «Шахтрский ясли-сад №11» создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- создано сообщество ВК;
- разработан и действует сайт МБДОУ «Шахтёрский ясли-сад №11;
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Обучающиеся ДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется специально оборудованный компьютерный кабинет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОУ
Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя 1 компьютер, 1 ноутбук.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Дополнительные образовательные ресурсы
Дополнительные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru
Официальный сайт Управления образования города Шахтёрска - https://vk.com/public220154649
Электронно-образовательные ресурсы
Для воспитателей:
http://vospitateljam.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
http://www.childpsy.ru - "Детский психолог"
http://www.moi-detsad.ru/ - всё для детского сада
http://www.journaldetskidom.ru/ - Журнал "Детский дом"
http://www.solnet.ee - Детский портал «Солнышко»
http://www.openclass.ru/ - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
www.ivalex.vistcom.ru-Сайт «Всё для детского сада»
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25-Журнал "Обруч»
http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm-Консультации для воспитателей
http://doshvozrast.ru/index.htm-Воспитание детей дошкольного возраста